facebook

суббота, 9 июня 2012 г.

"Сам!" или эпидемия самостоятельности (1 год и 9 месяцев)

Где-то с 1 года и 8 месяцев в ребенке проявилась самостоятельность с мощью и скоростью ядерного взрыва. Избавившись от тяжелой зимней одежды, освоив речь, ребенок почувствовал свободу и немедленно этим воспользовался. Больше на прогулке он не жмется к родительским ногам - он освоился и идет куда хочет, удаляясь на 10, 20 или даже 50 метров и нисколько не волнуясь о родителях, пока его ничто не пугает. Увлекшись чем-то он отказывается идти с родителями. Пусть родители демонстративно уходят, ребенок стоит и машет рукой "пока-пока!". Он встает с кровати, включает свет, берет книжку, горшок и уходит, закрыв за собой дверь.

Он демонстративно расстегивает липучки на ботинках и так ходит - а я то думал, бунтарство тинейджера мы будем переживать лет в 13.

"Сам!" становится одним из главнейших слов в лексиконе. "Сам!" и он слазит с рук, чтобы идти самому. "Сам!" и он пробует одеть штаны, носки, куртку, шапку, застегнуть молнию. "Сам!" - чистить зубы. "Сам!" - вытереть лужу. "Сам!" - выбросить мусор. "Сам!" - умываться. "Сам!" - брызнуть в нос Аквамарисом. Столь многое, что было проблемой раньше - теперь "Сам!". Давно ли яростно отбивался от штанов и чистки носа - теперь он "Сам!".

В принципе ребенок почти может самостоятельно одеться и раздеться, самостоятельно попить, поесть, умыться. Надо только следить, что не поранился, что не съел мыло и не облился из кружки. Это удобно.

Он хочет все повторять. Абстрактная любовь к складыванию всего прошла, но начни собирать конструктов в коробку и он поддержит. Юношеский максимализм не знает границ - все, что он только что собрал, будет методично и безжалостно расчленено на отдельные кубики и сложено. Уборка остается довольно простым делом, хоть и не таким простым, когда основной игрой было сложить все наблюдаемые предметы в какую-нибудь коробку.

Требовательность, впрочем, не убывает. Особенно к тем, кто дает слабину. "Ааа!" кричит ребенок, изводя маму, "Ааа!". Но ему вовсе  не плохо, только скучно. "Ааа!" кричит он и смеется, видит, что папу убедить не вышло.

Я склонен поощрять его самостоятельность, но одновременно надо четко определять границы. Это выходит с переменным успехом. Скажем, ребенок практически не лезет к моему ноутбуку и телефону - это папино. А вот "инстинкт следования" мы прощелкали, так что регулярно приходится хватать его подмышку и тащить. Так нам советовали в "Мамином доме", но толи мы поздно спохватились, толи что-то еще - а гуляет он все равно сам по себе.


Позже на туже тему "Папа, помоги мне!" или границы самостоятельности

Комментариев нет:

Отправить комментарий